Раннее развитие в домашних условиях


  • Закрыть ... [X]

    раннее Современное общество требует от человека все больше и больше навыков, знаний и умений. А так как большинство из них гораздо легче и быстрее формируются именно в детском возрасте, вопрос о целесообразности и пользе раннего обучения детей уже давно принят и снят с повестки дня. Методика раннего развития Монтессори – один из таких вот супер-способов вырастить из собственного ребенка если не вундеркинда, то достаточно умного и сообразительного человека.

    Содержание

    Методика раннего развития М. Монтессори  — в чем суть?

    Уникальный способ раннего обучения детей, предложенный итальянским ученым, педагогом, доктором медицины и мыслителем Марией Монтессори, является одним из самых мягких, гармоничных и эффективных. Данная методика родилась в процессе многолетнего наблюдения за детьми, их возрастными нуждами и особенностями. За свои старания автор была удостоена звания главного реформатора педагогики 20 века. На каких же принципах базируется методика Монтессори?

    • Самостоятельное выполнение упражнений при минимальном вмешательстве взрослого в деятельность крохи;
    • обучение во время игры;
    • индивидуальный подход – малыш сам выбирает и время занятий, и их продолжительность, и темп, и даже  дидактический материал.

    Согласно мнению Монтессори, каждый малыш – уникальная личность, требующая к себе уважительного отношения со стороны взрослых, причем с первых дней жизни. Только при соблюдении этих условий возможно раскрытие того потенциала, которым малыша наградила сама природа.

    Методика Монтессори улучшает память, моторику, воображение, речь, внимание, творческое и логическое  мышление.

    Три кита методики Монтессори

    В основе данной системы лежат три основных направления:

    1. Ребенок — центр всей системы.
    2. Учитель выполняет роль наставника.
    3. Окружающая среда. В ней малыш совершенствует свои сенсорные и моторные навыки, учится плавать, сопоставлять явления и предметы, упорядочивать те или иные действия, а также на собственном опыте приобретает жизненно необходимые знания.

    Далее рассмотрим более подробно каждую составляющую системы.

    Ребенок – центральная фигура методики Монтессори

    Согласно педагогике М. Монтессори, развитие детей проходит 4 стадии:

    • от рождения до шести лет — первая стадия детства;
    • от шести до двенадцати лет — вторая стадия детства;
    • от двенадцати до восемнадцати – юность;
    • от восемнадцати до двадцати четырех лет – взросление.

    Каждая стадия — самостоятельный этап, но самой важной является первая, во время которой происходит формирование способностей и личности ребенка, развитие его души и силы духа. Это время автор называет второй эмбриональной фазой роста («Психический эмбрион»).

    Итальянский педагог отмечает, что в отличие от взрослых, дети не умеют фильтровать собственное восприятие мира, они впитывают в себя каждую частичку окружающей среды и становятся с ней единым целым. Мало того, в ходе своего развития каждый малыш переживает определенные сенситивные периоды, во время которых он становится гиперчувствительным к тем или иным возбудителям. Если ребенок найдет то занятие, которое будет отвечать его потребностям, он сможет в достаточной мере постичь ту или иную сферу.

    Методика Монтессори – обучающая среда

    Итальянский педагог утверждает, что развитие детей без правильно организованного пространства просто невозможно. Это один из главных элементов методики, без которого она просто перестанет функционировать. Решив воплотить методику Монтессори в домашних условиях, обязательно учтите несколько очень важных пунктов:

    • оборудование должно отвечать возрасту, росту и пропорциям малыша;
    • ребенок должен иметь возможность переставлять стулья и столы. Это позволит ему выбрать любое понравившееся место для занятий;
    • во время перестановки мебели просто обязан раздаваться некий шум. Пытаясь двигаться так, чтобы не мешать остальным, малыш развивает моторику и координацию движений;
    • обстановка в школе и дома должна быть элегантной и эстетичной;
    • присутствие фарфора и стекла в свободном доступе (на уровне глаз) – еще одно обязательное условие. Дети должны осознать ценность хрупких предметов и научиться с ними обращаться;
    • все присутствующие материалы должны быть в единственном экземпляре. Такой подход должен научить малыша адекватному социальному поведению в обществе и независимости от взрослых;
    • ощущать и познавать – дети любят нюхать, щупать, трогать, пробовать на вкус. Это абсолютно нормальное стремление, ведь доступ к интеллекту ведется через органы чувств;
    • занятия по методике монтессори должны проводиться в коллективе. Только так дети смогут научиться самостоятельности, освоить бытовую деятельность и навыки общения.

    Позиция воспитателя в педагогике Монтессори

    В понимании М. Монтессори взрослый – это всего лишь помощник, направляющий ребенка по пути к самостоятельности. «Помоги мне сделать все самому» — вот такими словами можно наиболее точно охарактеризовать роль воспитателя во всем этом процессе. Ребенок – сам себе учитель и взрослым не стоит «перетягивать одеяло на себя». Он должен оставаться наблюдателем, не мешающим процессу саморазвития.

    Материалы для занятий по Монтессори

    Методика раннего развития Монтессори предполагает применение специального обучающего материала, играя с которым ребенок не заметит самого процесса обучения. Мало того, все материалы обязаны быть наглядными и конкретными, чтобы дети смогли на собственном опыте убедиться в том, что Земля круглая, а два плюс два равняется четыре.

    Внешний вид обучающего инструментария ничем не отличается от обычных игрушек. Мы можем поделить его на 3 группы.

    1. Сенсорика:

    • рамки с застежками, с пряжками, шнурками, пуговицами, молниями, крючками. Занятия с этой рамкой позволяют детям освоить элементарные навыки одевания;
    • розовая башня знакомит ребенка с понятиями «маленький», «большой», «меньше», «больше» и прочее;
    • коричневая лестница позволяет ребенку освоить понятия «толстый», «тонкий», «толще», «тоньше» и т. д.;
    • красные штанги знакомит с понятиями «длинный», «короткий», «длиннее», «короче».

    2. Развитие речи:

    • буквы, вырезанные из песчаной или бархатной бумаги. Данные трафареты знакомят ребенка с алфавитом через тактильный контакт. При такой форме обучения происходит лучшее ассоциирование изображения с тем звуком, который оно обозначает;
    • вкладки из металла – 10 штук разной формы. Ребенок манипулирует ими по собственному желанию, изучая при этом очертания разных фигур и подготавливая к письму не только руки, но и глаза.

    3. Развитие математических способностей:

    • коробки с веретенами – 2 коробки с 10 пронумерованными секциями (0-9). Дети размещают какое-то количество веретен и разбираются в понятиях количества и счете как таковом;
    • красно-синие штанги – 10 штанг, поделенных на две части (красную и синюю). С их помощью можно освоить не только простой счет, но и операции вычитания-сложения, деления-умножения;
    • геометрические тела – четырехугольная пирамида, шар, цилиндр, куб, эллипсоид, прямоугольная и треугольная призма, конус. Ребенок изучает их зрительно и тактильно.

    Чем можно заменить материалы Монтессори?

    Материалы для обучения по данной методике стоят отнюдь не дешево, да и продаются лишь в нескольких магазинах России. Каждая деталь изготавливается из древесины ценных пород. К счастью многих мам и пап многие игрушки можно смастерить своими руками или заменить их более дешевыми пластмассовыми аналогами. В крайнем случае можно использовать то, что есть у вас под рукой:

    • емкости с водой;
    • кусочки ткани с пуговицами и петельками;
    • канцелярские принадлежности;
    • мелкие предметы;
    • бисер, бусины, крупы;
    • лоскутки разного размера, цвета и текстуры;
    • детскую посудку.

    Старайтесь подобрать предметы так, чтобы ребенок осознавал, что он делает и для чего это нужно. Все занятия обязаны соответствовать возрасту малыша.

    Как выглядит Монтессори-класс?

    Как выглядит Монтессори-класс?

    Класс для занятий по методике знаменитого педагога представляет собой помещение, поделенное на тематические зоны. В каждой такой зоне размещены те или иные дидактические материалы. Как правило, таких тематических секций пять.

    1. Зона практической жизни содержит материалы, которые стимулируют формирование навыков самообслуживания. Дети учатся стирать и гладить, застегивать разные виды замков и застежек, подметать и мыть пол, чистить обувь и крошить салат. Причем делают они это по-настоящему.

    2. Зона математики развивает усидчивость, память, логику, внимание.

    3. Зона сенсорного развития отвечает за формирование познавательных процессов. Здесь собраны материалы, позволяющие малышу разобраться в таких характеристиках предметов как размер, вес, цвет, форма.

    4. Космическая зона знакомит учеников с процессами окружающего мира, традициями других народов, природными явлениями и пр.

    5. Языковая зона учит деток читать и писать.

    При желании сюда можно добавить еще несколько секций – спортивную, музыкальную, художественную и т. д.

    Когда начинать занятия по Монтессори?

    Данная методика рассчитана на деток от трех до шести лет, но в последнее время в продаже появились наборы, по которым могут заниматься малыши с 8-9 месяцев до 3 лет.

    Не бойтесь «перегрузить» своего ребенка знаниями, смело используйте на практике принципы раннего развития. Результаты такого труда порадуют вас уже очень скоро.


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Методика раннего развития Монтессори и занятия в домашних - Как в фотошопе сделать штрих пунктирную линию

    Раннее развитие в домашних условиях Раннее развитие в домашних условиях Раннее развитие в домашних условиях Раннее развитие в домашних условиях Раннее развитие в домашних условиях Раннее развитие в домашних условиях Раннее развитие в домашних условиях Раннее развитие в домашних условиях Раннее развитие в домашних условиях

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ