Капремонт двигателя приора 16 клапанов своими руками



  • Сколько ходит двигатель Приоры? Сто-двести тысяч? Ведь у неё облегченная ШПГ с тонкими кольцами и узкими шатунными вкладышами, а шатун центруется по поршню, который болтается в цилиндре как ледышка в проруби.. Так считает большинство кондовых мастеров ("вот раньше-то поршни по килограмму делали, не то что сейчас - весу нет").

    Очередной клиент на капитальный ремонт сумел удивить - двигатель его Приоры пробежал 327 тысяч километров! Мотор полностью заводской, гидрокомпенсаторы никогда не менялись, катализатор и программа всё еще заводские. Обновлялись лишь помпа и комплект ГРМ. Как позднее выяснилось, клиент часто ездит по трассе, мотору не жалеет наподдать оборотов, а масло лил поначалу Кастрол, затем Зик (интервал смены 10 тыс.км). Показание к ремонту типовое для Приоры - значительный расход масла.

    Начинаем разбирать двигатель. Удивило состояние головки под клапанной крышкой - нагара и шлама не видно, лишь жёлтый лак (обычная картина для Зика). Во впускных каналах обильные отложения масляного шлака, вентиляция картера так же частично забита шлаком, хотя и не потеряла пропускной способности.

    Прокладка-металлопакет по виду выработала свой срок - по краям цилиндров явно видны следы ухода антифриза. Поршень в четвертом цилиндре по краям буквально вымыт - по 4-му цилиндру мотор в значительной степени расходовал масло. Но проблема глубже, чем следовало ожидать - намётанный глаз увидит характерные следы износа на цилиндре от поступающей в горшок воды (антифриза). Хотя клиент и не жаловался на уход антифриза, нелишне будет тщательно проверить плоскость блока - может потребоваться его фрезеровка.
    Состояние цилиндров удивило - для такого пробега еще просматривается заводская хонинговка, а болтанка поршней в ВМТ не очень велика.

    Камеры сгорания в головке и сами шляпки клапанов обильно покрыты шлаком от поступающего в цилиндры масла. Всё это нужно тщательно очистить.

    Приора 1.6 (16v) 327 тыс.км, капремонт - Нуждин 8.7 + ВСХ Приора 1.6 (16v) 327 тыс.км, капремонт - Нуждин 8.7 + ВСХ

    На удивление головка оказалась в хорошем состоянии. Клапана восстановили, удалив нагар, втулки клапанов замены не потребовали (ввиду отсутствия износа). Гидрокомпенсаторы установили новые. Распредвалы заменили на тюнинговые - Нуждин 8.7 мм с фазой 263 градуса. Валы (изготовлены методом перешлифовки из заводских, не требуют подпятников) обмениваются на б\у заводские, устанавливаются на заводские шкивы и не требуют доработок головки блока цилиндров. За обмен валов на тюнинговые клиент платит 4000 руб - сущая халява, по сравнению с "приходом" от их установки.
    Плоскость головки отфрезеровали на 0.05 мм, удалив следы продавливания от металлопакета. Маслосъемные колпачки заменили на новые (настоящий "Резерв") и голова отправилась на покорение миллионной отметки...

    Приора 1.6 (16v) 327 тыс.км, капремонт - Нуждин 8.7 + ВСХ Приора 1.6 (16v) 327 тыс.км, капремонт - Нуждин 8.7 + ВСХ

    Коленвал тоже удивил - шейки в пределах допуска! В итоге ограничились полировкой коренных и шатунных шеек, а так же отшлифовали шейки под сальники, удалив канавки износа. Обновляем вкладыши и коленвал в номинальном размере продолжает службу!
    Чутье автора не подвело - блок за триста тысяч километров деформировался. С этим явлением автор уже сталкивался на моторах с большим пробегом - чугунный блок искривлялся и плоскостность под прокладку нарушалась. Ставить новую прокладку на такой блок бесполезно - ходить она не будет. Плоскость блока отфрезеровали на 0.15 мм - прогиб довольно существенный.
    Цилиндры расточили в ремонтый размер 82.5 мм, выполнили платохонингование. Поршни использовали СТК "безвтык" с графитовым покрытием юбок. Так же были выполнены работы, направленные на снижение мехпотерь двигателя, но эти вещи выходят за рамки общедоступной публикации.
    Шатуны остались родными, приоровскими. Вообще, к "безвтыковым" поршням у автора ранее было предвзятое отношение, в прошлом были негативные впечатления от работы с "автраматовским безвтыком", да и в теории снижение степени сжатия и увеличение площади камеры сгорания (из-за больших циковок) ведет к потере мощности и увеличению расхода топлива. Но теория часто расходится с практикой - в этом автор неоднократно успел убедиться.

    Приора 1.6 (16v) 327 тыс.км, капремонт - Нуждин 8.7 + ВСХ Приора 1.6 (16v) 327 тыс.км, капремонт - Нуждин 8.7 + ВСХ

    Мотор был собран, кроме тюнинговых валов был заменен катализатор на вставку 4-1 и инсталлирована увеличенная до 52 мм дроссельная заслонка. На этом "тюнинги" закончились, т.к. клиент изначально приехал на простой капремонт, бюджет как всегда не резиновый, но получить 120-125 сил за очень скромные вложения было для клиента капремонт двигателя приора 16 клапанов своими руками заманчивым предложением.

    После запуска двигателя и небольшой обкатки, произвели диагностику топливной системы и записали тюнинговую программу. Поскольку степень сжатия двигателя с безвтыковыми поршнями снижается, требуются повышенные углы зажигания (относительно обычного двигателя 21126). Т.к. бюджет клиента не позволял онлайн отписку программы, из арсенала чиповщика подобрали более-менее аналогичный "безвтыковой" вариант под приоровский шатун. Напомню, чиповщик использует только свои программы, а не скачанные из интернета рукоделия типа шмаулюса или дырокола.

    Было интересно снять график ВСХ с данного двигателя. Итак, что же получилось с безвтыковыми поршнями:

    пиковая мощность: 128 л.с. при 6100 об (красная линия),
    пиковый крутящий момент: 17.6 кг при 5100 об (синяя линия).

    Приора 1.6 (16v) E-GAS, Кузбасс - Нуждин 9.06 + ВСХ

    Форма графика крутящего момента имеет неровный характер, если бы программа каталась онлайн, чиповщик постарался бы вытянуть форму графика крутящего момента. Но и без того результаты внушают - сравните с графиком 83-сильной Приоры, которую капиталили коллеги на таких же поршнях! Так же можете посмотреть график серийной Приоры.

    Но еще интереснее сравнение с другим двигателем - Приора из Менделевска, с аналогичным двигателем (после капремонта), таким же выхлопом, такими же валами 8.7, таким же контроллером и такой же дроссельной заслонкой. Единственное и ключевое отличие этих моторов - на менделеевской Приоре были использованы плоские ремонтные поршни (втыковые)! Программа на той машине тоже не писалась онлайн (мотор-то почти стоковый), но углы зажигания другие - пониже, под большую степень сжатия. Там было получено 119 сил и 16.3 кг момента. Форма графика крутящего момента там заметно плавнее.
    Наложим оба графика (с плоским поршнем-"втыком" и СТК "безвтыком") друг на друга.
    График мотора с "безвтыком" показан пунктиром. Виден большой прирост момента в зоне 2-3 т.об и прибавка мощности в 7.2 силы в зоне 5-6 т.об. На 3500 об момент немного провис, но кратковременно и несущественно. Возможно, онлайн-отписка программы вытащила бы эту зону (хотя и не факт).

    Приора 1.6 (16v) E-GAS, Кузбасс - Нуждин 9.06 + ВСХ

    Что-же получается?! Безвтыковый поршень лучше плоского? Да, лучше, но только при изменении программы с учётом снижения степени сжатия. Всё просто - степень сжатия немного снизилась и мотор стал лучше работать на нашем паршивом топливе!

    Напоследок о финансах. Весь капитальный ремонт двигателя обошёлся клиенту в 43 тысячи рублей под ключ - включая запчасти (в т.ч. валы, дроссель и вставку-замену катализатора), работы и программу для контроллера.

     

    Статья написана: 8 ноября 2015 г.
    Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
    Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Капитальный ремонт двигателя Лада Приора видео инструкция - Лежак для маленьких собак своими руками

    Капремонт двигателя приора 16 клапанов своими руками Капремонт двигателя приора 16 клапанов своими руками Капремонт двигателя приора 16 клапанов своими руками Капремонт двигателя приора 16 клапанов своими руками Капремонт двигателя приора 16 клапанов своими руками